четверг, 14 января 2010 г.

Усиление радикальных тенденций



Усиление радикальных тенденций в американском рабочем движении в 30-е годы подорвало позиции вископсинской школы, однако ее ведущая роль в буржуазной историографии сохранилась и в последующем. Послевоенное поколение висконсинцев несколько подновило установки Коммонса—Перльмана, сохранив вместе с тем твердую приверженность концепции «американской исключительности», которая обрастает все новыми реакционными чертами.
Признанный лидер послевоенного поколения висконсинцев Ф. Тафт в своих работах осудил «волюнтаризм» АФТ и признал, что давление профсоюзов на государство способно улучшить материальное пополнение пролетариата. Он признал также, что отраслевые профсоюзы в большей степени, чем цеховые, отражают интересы пролетариата. Таким образом, висконсинская апология «простого» и «чистого» тред-юнионизма была подвергнута определенной ревизии. Однако говорить о появлении прогрессивных тенденций в висконсинской школе не приходится: всесторонний анализ работ Тафта позволяет даже сделать вывод об ее эволюции вправо.
Тафт не воспринял (и даже подверг критике) концепцию Перльмана о «рассоединении» социализма и тред-юнионизма в США с 70—80-х годов XIX в. Согласно его собственным суждениям, американское рабочее движение оформилось на основе «делового» тредюнионизма с момента своего возникновения на рубеже XVIII и XIX вв. Идеологическая борьба, имевшая место в США, доказывал Тафт, никогда не оказывала воздействия на американское рабочее движение, развивавшееся на протяжении двух столетий в русле «делового» юнионизма и интересовавшееся исключительно непосредственными практическими целями. Твердой рукой очищает Тафт историю американского пролетариата от связей с социалистическими идеалами в XIX в. и тем более с социалистами и коммунистами в XX столетии.
знахари

Период американского рабочего движения


В борьбе с научным коммунизмом он пошел «до конца»: в пику марксистско-ленинскому учению о закономерном соединении рабочего движения с социализмом лидер висконсинцев объявил историческим феноменом американского рабочего движения его «рассоединение» с социализмом. Перльман попытался раскрыть эту «закономерность» в завершающих томах висконсинской «Истории рабочего движения США» на материалах современного ему этапа американской истории.
Период американского рабочего движения от 70-х годов XIX в. до 30-х годов XX в. Перльман рассматривает как триумф «простого» и «чистого» тредюнионизма Американской федерации труда. Непосвященному читателю преподносилась версия о том, что «отцы-основатели» «простого» и «чистого» юнионизма во главе с С. Гомперсом были изначально марксистами, мечтавшими создать на американской почве филиал I Интернационала. Их мечты, социалистические идеалы, согласно версии Перльмана, разбились об американскую специфику, которая на основе долгого «естественного отбора» предоставила в распоряжение американского рабочего движения «простой» и «чистый» тред-юнионизм. Так-де сама американская реальность «разъединила» социализм и рабочее движение.
Следует заметить, что миф о «социалистических» и даже «марксистских» корнях Гомперса и его окружения весьма прочно прижился в американской буржуазной историографии. Он перепевается во многих работах, в том числе в появившихся в последние годы солидных монографиях У. М. Дика «Рабочий класс и социализм в Америке: эра Гомперса» и С. Б. Кауфмана «Сэмюэль Гомперс и возникновение Американской федерации труда» 28. Потаенный смысл новых и давно забытых сочинений вискоисинцев заключается, конечно, не в критике «перерождения» Гомперса и гомперсистов, а в обосновании «несовместимости» социализма и рабочего движения в США, якобы разъединенных «законами» американской истории.
Последняя надежда студента, Шпоры!

пятница, 1 января 2010 г.

Периоды подъема рабочего движения


В этой версии все замешано на вымыслах. Наиболее бесхитростный миф — о «социалистических» корнях гомперсистов — заслуживает определенной критики. Гомперс и его единомышленники в действительности никогда не были социалистами. В специальном исследовании, посвященном формированию идеологии АФТ, советский автор показывает, что гомперсисты всегда были типичными выразителями тред-юнионистской линии в рабочем движении, менявшими тактику в зависимости от экономической и политической конъюнктуры и беспринципно приспосабливавшимися к настроениям и психологии как рабочих, так и работодателей. В периоды подъема рабочего движения, когда в моде был радикализм, гомперсисты обращались к антикапиталистической фразеологии, ловко жонглировали ею, привлекая к себе симпатии трудящихся, а когда наступал спад стачечной волны и движений социального протеста, они без стеснения отбрасывали прежние лозунги и обращались к «простому» и «чистому» юнионизму. Никакого «перерождения» гомперсистов, как и «краха» социализма АФТ, на самом деле не было, поскольку у «простого» и «чистого» тредюнионизма не было социалистических истоков.
В реальной действительности развивалась борьба тред-юнионистской, представленной АФТ, и социалистической линий в американском рабочем движении. Тот факт, что в 20-е годы тред-юнионистская линия возобладала над социалистической, объясняется отнюдь не «американской исключительностью», а целой суммой неблагоприятных для социалистической тенденции конкретно-исторических объективных и субъективных факторов, которые, конечно, не устранили антагонистического характера противоречий между трудом и капиталом в США.
Фрески и рельефы